Неприятная история случилась с широко разрекламированным клипом «Вологда-душа». Он представляет собой кавер песни «Матушка» Татьяны Куртуковой. Авторы овологодченной «Матушки» переписали слова, и к тексту претензий нет. Но творческая группа увлеклась креативом, забыв о бренности мира, а именно — об авторских правах. Права на оригинал песни принадлежат компании Gamma Music, и использование мелодии в клипе не было оплачено. Поэтому по требованию правообладателей вологодский клип начали удалять со всех платформ, где он был размещён. Разразился скандал. Шествие «Вологды-души» по эрзац-ютьюбам, то есть всяким рутьюбам и VK Видео, завершилось, практически не начавшись.
А вот сама песня «Матушка» в исполнении малоизвестной дотоле Татьяны Куртуковой появилась на цифровых площадках еще в 2022 году. Это дебютный сингл исполнительницы. С этой композицией ее пригласили выступить на телевизионном шоу Андрея Малахова «Песни от всей души». Помимо ведущего, Татьяне на съемках рукоплескал певец Ярослав Дронов, с которым ее теперь сравнивают: мол, на сцене появился «SHAMAN в юбке».
В 2024 году «Матушка» неожиданно завирусилась в социальных сетях. Как именно это произошло, не скажет никто. Также как никто не объяснит мировой успех песни Кати Лель «Мой мармеладный», случившийся через 20 лет после выхода трека.
О «Матушке» можно сказать, что там совершенно заурядная, написанная на коленке, мелодия, а рифмы на уровне «кеды-полукеды», «семьдесят рублей – восемьдесят рублей». Например, припев этого «хита» звучит так: «Матушка-земля, белая березонька. Для меня – Святая Русь, для других – занозонька». Здесь выдающаяся рифма «березонька – занозонька» и… непонятный смысл. То ли существующая у певицы в голове Святая Русь всем другим как заноза, а Куртукова — русская всему миру назло. То ли она просто очень любит древесину, а все остальные получают от общения с берёзами только занозы.
Тем не менее, непритязательному в отношении музыки населению эта «композиция» зашла. И суммарно песню «Матушка» прослушали, либо посмотрели клип сотни миллионов раз. И эти цифры продолжают расти. Трек попал в топ-10 Shazam, VK Музыка, Яндекс Музыка и Apple Music. Клип не раз лидировал в рейтинге самых популярных музыкальных видео на YouTube за день.
Однако видно, что и в клип авторы не вкладывались. Куртукова в псевдонародном костюме стоит на сером фоне и размахивает руками. Причём фон не меняется на протяжении всей песни. Только платок на голове певицы развевается от дуновения вентилятора. В общем, клип абсолютно минималистичный. Его визуальная дешевизна резко контрастирует с той пафосностью, которую авторы пытаются вложить в слова.
Дорого-богато
И вот на волне внезапно свалившейся на неё популярности 30-летняя мини-Кадышева уже требует с организаторов её концертов 2,2 млн рублей. За эту сумму Куртукова готова исполнить «Матушку» дважды — в начале и в конце выступления. В остальное время певица радует публику песнями в жанре русского фолка и народными произведениями.
По данным СМИ, официальный райдер Куртуковой еще не готов, однако известно, что артистка просит организаторов мероприятий предоставить ей личный автомобиль бизнес-класса марки Mercedes-Benz, BMW, Genesis или Zeekr 009.
Примерно эти условия были у Куртуковой, когда она недавно приезжала в Вологду, где была хедлайнером на открытии первых международных инклюзивных игр в Вологде «Фиджитал без границ». До «шамановских» высот его версия в юбке ещё не доросла. Тот требует за своё выступление 16 миллионов рублей. «Назлорусский» пел в Вологде 31 августа.
Лучше куртуковского
Что же касается местного клипа, вокруг которого «скандализировалась ситуация», то по качеству он явно превосходит куртуковский. Ролик снят красочно, в нём даже есть некий сюжет: юноша, предпочтя Вологду Москве, возвращается домой, его встречает мать в платке. Единственное, что непонятно череповчанам: почему песня про Вологду, а фоном идут Октябрьский мост и Усадьба Гальских – символы Череповца.
Авторы вологодского ролика, узнав о реакции Gamma Music, намекают на тягу продюсеров к наживе. Другие комментаторы считают, что две творческие команды просто не сошлись в цене. Или же забыли, что каждому творцу нужна юридическая поддержка, и незнание закона не освобождает от ответственности…
Эдуард Абрамов